Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Сердце, отданное детям

К 90-летию В. А. Сухомлинского (1918-1970)

Должно быть, на благодатной земле Украины с ее дивной природой, красавцем Днепром, воспетым Гоголем и Куинджи, задушевными песнями, с вихревым гопаком и острым народным юмором мог однажды появиться такой яркий самородок советской педагогики, как Василий Александрович Сухомлинский.

28 сентября 2008 г. исполняется 90 лет со дня его рождения. В те далекие годы для Украины были трудные, голодные и трагические времена. В огне Гражданской войны красные гонялись за белыми, белые ? за красными. Народ грабили и терзали германские оккупанты, французские интервенты и польские паны. Многочисленные банды терроризировали население. Не успевали люди запоминать сменяющие друг друга самостийные власти.

Родился Сухомлинский в семье крестьянина ? деревенского плотника в с. Васильевка Херсонской губернии (ныне Кировоградская область). Всю свою жизнь он связал с селом и родной Кировоградчиной. Пожалуй, он был единственным крестьянским сыном, от самой земли ставшим ученым-педагогом.

В семье было три сына и одна дочь, младший ? Василий. Василек ? так его ласково называла в детстве мать. Дети рано осиротели: скоро умер отец. Мать одна растила детей. Само рождение, детство и отрочество Василька прошли в условиях гражданской войны, разрухи, лютого голода 20-30-х годов, индустриализации и коллективизации.

По окончании школы крестьянской молодежи (ШКМ) мать отдала Василия учиться в Кременчугский медицинский техникум, где он проучился 2 года. Техникум дал хорошую подготовку Сухомлинскому для создания его будущей самобытной педагогической системы. В 1935 г. Сухомлинский поступил в Полтавский педагогический институт. Кстати, все три брата и сестра его стали педагогами.

В 1939 г. он с отличием окончил институт ? окончил, как когда-то его знаменитый предшественник, советский педагог-новатор А.С.Макаренко. Он продолжал преподавание литературы в Онуфриевской школе Кировоградской области. В это время он обзавелся семьей. Но не удалось ему дождаться своего первенца: началась Великая Отечественная война. И он ушел добровольцем на фронт ? защищать Родину.

Первое боевое крещение и ранение Сухомлинский получил под Смоленском. Зимой 1941?1942 гг. Сухомлинский участвует в защите Москвы. В одном из боев младший политрук Сухомлинский тяжело ранен: маленький осколок металла застрял около сердца. Медики уже готовы были констатировать смерть. Но произошло чудо: ?всем смертям назло? Сухомлинский выжил. Осколок он носил около своего сердца почти 29 лет, хотя смерть могла наступить в любой момент. После выписки из уральского госпиталя Сухомлинский работает учителем в Уфе. Но его тянет на родную Украину.

Вернувшись в Онуфриевку, он узнает о гибели своей семьи. Вскоре после оккупации фашистами села Онуфриевка его жена родила сына и включилась в борьбу против оккупантов: стала связной партизанского подполья. Ее выдал гестаповцам местный полицай. На допросах она молчала, молчала она и тогда, когда на ее глазах эсэсовец размозжил головку младенцу. Узнав об этом, Сухомлинский поклялся: всю оставшуюся жизнь посвятить борьбе со злом, насилием и ненавистью, воспитанию в детях доброты, любви, сострадания и непримиримости к жестокости. Его педагогическим кредо стали слова: ?Верьте в талант и творение силы каждого воспитанника?.

В 50-70-х гг. XX века Сухомлинский получил широкую известность в нашей стране и за рубежом как оригинальный ученый-мыслитель, талантливый педагог-практик, чудесный лирик и романтик педагогической науки. Его по праву можно назвать бескорыстным, верным и благородным рыцарем, подвижником славного дела коммунистического воспитания. За выдающиеся педагогические заслуги ему присвоены почетные звания заслуженного учителя школы Украины и Героя Социалистического Труда. После защиты кандидатской диссертации его избрали членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, а затем и СССР.

Многие годы, до последнего дня жизни, он возглавлял Павлышевскую сельскую среднюю школу. Ему предлагали хорошую должность и проживание в Москве, но он остался верен селу и своей школе. Он был поистине народным педагогом от родной земли.

Свой опыт и педагогические идеи в художественной форме он раскрыл в книгах, статьях, поэтических рассказах и сказках для детей. Главная его книга ? ?Сердце отдаю детям? ? переведена на иностранные языки, удостоена Государственной премии Украины, стала настольной книгой для советских и зарубежных педагогов. В ней автор описывает работу двух своих школ: ?Школа радости? для детей-шестилеток и ?Школа гуманности? для других возрастов. В ?Школе радости? он анализирует анатомо-физиологические и психологические возрастные особенности и преимущества детей-шестилеток, с учетом которых и строится вся учебно-воспитательная работа с этими детьми. Превосходны зарисовки занятий с детьми-шестилетками в комнатах сказок, живой природы и игр. Раскрывая содержание работы в старших классах, Сухомлинский приводит сочинение одной из своих десятиклассниц. Девочка, размышляя в сочинении о своей будущей семейной жизни, пишет: ?Я должна быть мудрее, терпеливее, т.к. буду отвечать не только за себя, но и за своего мужа и детей?. ? ?Какая же ты умница! Как правильно ты рассуждаешь о своей будущей жизни?, ? восклицает Сухомлинский. Фактически Сухомлинский реализовал мечту чешского педагога-гуманиста XVII века Яна Амоса Коменского, выраженную в его великой книге ?Дидактика?, о школе как ?цветущем саде и мастерской гуманности?. ?Школа радости? Сухомлинского ? это ?цветущий сад? раннего детства, а вся Павлышевская школа ? это ?мастерская гуманности?.

Вслед за Л.Н.Толстым, который ежегодно публиковал отчеты о работе Яснополянской школы для крестьянских детей, Сухомлинский делает это же в своей книге ?Павлышевская средняя сельская школа?. Воспитанию у школьников патриотизма, гуманизма и гражданской ответственности посвящена книга ?Рождение гражданина?. И наконец, ?Родительская педагогика?, которая является мудрым наставником и другом семьи.

Важными факторами воздействия на формирование личности школьника Сухомлинский считал родную природу, разнообразный труд детей в школе и семье, использование лучших образцов народного творчества и художественной литературы, оригинальную систему естественного закаливания детского организма. В его школе постоянными были прогулки и посиделки, занятия под открытым небом, походы по родному краю. Сухомлинский приучал детей всматриваться и понимать родную природу, беречь все живое, улучшать природу, а не губить ее.

Во все времена года все ученики Сухомлинского трудились в ученических бригадах и звеньях на полях и животноводческих фермах. Старшеклассники приобретали соответствующую их уровню квалификацию. В Павлышевской школе был своеобразный культ книги. Для создания и понимания школьной библиотеки экономили каждую копейку из школьного бюджета. Дома у каждого из ребят была своя библиотечка. В семьях практиковалось чтение вслух для всей семьи. К удивлению всех, кто посещал Павлышевскую школу, почти в течение всего учебного года уроки проходили при открытых форточках и даже окнах. В школах не боялись сквозняков и почти никто не болел. Большую часть года школьники ходили босиком вплоть до первого снега. По мнению Сухомлинского, такие дети чувствовали и впитывали в себя дыхание родной земли. Это была оригинальная ?босячковая? педагогика Сухомлинского.

Павлышевская школа не только учила и воспитывала детей, но и перевоспитывала их родителей, была добрым советчиком и помощником семьи. Весь педагогический коллектив школы поддерживал постоянные контакты с семьей школьника, особенно с неблагополучной. Сложилась четкая и разнообразная система родительского педагогического всеобуча. Сухомлинский изменил условия жизни, нравы и быт села: постепенно исчезли пьянство, сквернословие, грубость, жестокость и равнодушие друг к другу. Установилась гармония школы и семьи в воспитании детей. Кстати, никто из учащихся никогда не состоял на учете в милиции. Едва ли сейчас найдется подобная школа в России.

Казалось, ничто не предвещало непоправимой беды. 1 сентября 1970 г. Сухомлинский, как всегда, провел общешкольную торжественную линейку, посвященную началу учебного года и Всесоюзному дню знаний. Никто из присутствовавших учащихся, родителей, педагогов и гостей не знал, что они видят и слышат своего главного наставника в последний раз. На другой день осколок металла, застрявший около сердца со времен войны, вызвал внезапную смерть. Когда-то советский писатель Фёдор Гладков предложил хоронить и ставить памятник талантливому учителю на территории школы, где он работал. В.А.Сухомлинский похоронен на пришкольном дворе.

Поражает удивительное совпадение некоторых обстоятельств жизни, педагогической деятельности и творчества двух советских педагогов-новаторов: А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. Оба родились на Украине. Оба блестяще закончили один и тот же Полтавский пединститут. Того и другого прославили у нас и за рубежом главные их произведения: ?Педагогическая поэма? и ?Сердце отдаю детям?. Оба вызывали паломничество за их опытом делегаций зарубежных и советских педагогов в колонию имени Горького и в Павлышевскую школу. Оба стали наставниками родителей по семейному воспитанию детей своими произведениями ? ?Книгой для родителей? и ?Родительской педагогикой?. Оба прожили одинаковое число лет ? всего 51 год и скоропостижно скончались. Советская власть и народ, как смогли, увековечили память о Сухомлинском. В одной из аудиторий Полтавского пединститута был открыт небольшой музей Сухомлинского, а у входа в здание установлена мемориальная доска. Его имя присвоено Павлышевской средней школе. Изданы трехтомник педагогических сочинений и сборники рассказов и сказок для детей. Известный советский актер и режиссер Сергей Бондарчук снял художественный фильм ?Такие высокие горы?, где он сыграл главного героя, прообразом которого стал В.А.Сухомлинский.

К сожалению, не ко двору пришлись гуманистические, высоконравственные педагогические идеи Сухомлинского в современной России. Под предлогом интеграции, стандартизации и глобализации знаний и образования чиновники по образованию и науке внедряют чуждые нашим национальным образовательно-воспитательным традициям американо-европейские стандарты продолжительности, содержания и методики школьного обучения. У Запада позаимствованы престижные гимназии, лицеи, колледжи, т.е. все то, что практически недоступно для малообеспеченных семей. Не до Сухомлинского тут с его национальной школой и народным воспитанием.

Наступившие новые ? меркантильные ? времена со свободными рыночными отношениями потребовали других ? конъюнктурных ? идей и нового идеала личности ? крутой, нахрапистой, способной к престижному самоутверждению в жизни любой ценой, с девизом: ?Люби только себя?. Страстный призыв Сухомлинского к воспитанию в детях патриотизма, гуманизма, гражданской честности и ответственности России, кажется, пока не нужен.

Максимы Сухомлинского

Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.

Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение ? ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

Любого работника - от сторожа до министра ? можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.

Там, где есть строгость и требовательность женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной.

Источник: независимая народная газета «Советская Россия»

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: