Содержание материала
Двуединая задача
Ленин требовал от комсомола серьёзной постановки коммунистического воспитания трудящейся молодёжи. Поэтому в своей речи он подчёркивал: «Ещё более опасным было бы, если бы мы начали усваивать только (выделено мной. — В.Т.) коммунистические лозунги… Наличие полумиллиона или миллиона людей, молодых юношей и девушек, которые после такого обучения коммунизму будут называть себя коммунистами, принесло бы только великий ущерб для дела коммунизма». В своём общении с делегатами Ильич не раз обращал внимание на вред поверхностного подхода к коммунистической теории. Он отмечал: «Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых явился сам коммунизм. Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм».
Этот ленинский подход к задачам комсомола был выверенно продолжен И.В. Сталиным. Прежде всего обратимся к его ответам на вопросы, заданные редакцией «Комсомольской правды». Кстати, их название созвучно с названием знаменитой ленинской речи: «О задачах комсомола».
В этой работе продолжатель дела Ленина развивал его выводы: «Не подлежит никакому сомнению, что без сочетания практической работы комсомольского актива с теоретической его подготовкой («изучение ленинизма») невозможна никакая сколько-нибудь осмысленная коммунистическая работа в комсомоле. Ленинизм есть обобщение опыта революционного движения рабочих всех стран. Этот опыт является той путеводной звездой, которая освещает практикам путь в их повседневной работе и которая даёт им направление… Работа ощупью, работа в потёмках — таков удел практических работников, если они не изучают ленинизма, если они не стремятся овладеть ленинизмом, если они не желают сочетать свою практическую работу с необходимой теоретической подготовкой. Поэтому изучение ленинизма, ленинская учёба является необходимейшим условием превращения нынешнего комсомольского актива в настоящий ленинский актив, способный воспитать многомиллионную комсомольскую молодёжь в духе диктатуры пролетариата и коммунизма».
Примечательно, что, завершая работу, И.В. Сталин вновь возвращается к необходимости серьёзного изучения комсомольцами теории марксизма-ленинизма: «Терпеливая и настойчивая ленинская учёба — таков тот путь, который должен пройти актив комсомола, если он в самом деле хочет воспитывать миллионные массы молодёжи в духе пролетарской революции».
В этом же обращении к комсомольцам страны Сталин указывает на недопустимость разрывать ленинизм и марксизм, представлять, будто «марксизм — одно, а ленинизм — другое, что можно быть ленинцем, не будучи марксистом… Ленинизм не есть ленинское учение минус марксизм». Именно здесь дано знаменитое определение ленинизма, не утратившее своего значения по сей день: «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций (выделено мной. — В.Т.). Иначе говоря, ленинизм включает в себя всё, что дано Марксом, плюс то новое, что внёс Ленин в сокровищницу марксизма и что необходимо вытекает из всего того, что дано Марксом…»
Сталин последователен в понимании ленинизма и задач комсомола. Своё выступление на V Всесоюзной конференции ВЛКСМ И.В. Сталин начал с пожелания «успеха в трудной работе по организации и политическому просвещению рабоче-крестьянской молодёжи нашей страны».
Эта же мысль главенствует в приветствии Генерального секретаря ЦК ВКП(б) в день десятилетнего юбилея ВЛКСМ, опубликованном в «Правде» 28 октября 1928 года. В нём Сталин подчеркнул, что «Ленинский комсомол был и остаётся молодым резервом нашей революции». Руководитель партии обратил внимание на то, что «комсомолу удавалась эта трудная задача потому, что он вёл свою работу под руководством партии, он умел сочетать в своей деятельности учёбу вообще, ленинскую учёбу в особенности, с повседневной практической работой, он умел воспитывать молодое поколение рабочих и работниц, крестьян и крестьянок в духе интернационализма, он умел найти общий язык между старыми и молодыми ленинцами, между старой и молодой гвардией, он умел подчинить всю свою работу интересам диктатуры пролетариата и победы социалистического строительства».