Содержание материала
Учиться коммунизму
В.И. Ленин в знаменитой речи на III съезде комсомола (она была произнесена 2 октября 1920 года, когда ещё гремели бои Гражданской войны) указал тем, кому принадлежит будущее, неожиданный для того «текущего момента», но стратегически безупречный ориентир: «Задача состоит в том, чтобы учиться». Нет, это не была нудная родительская мораль отправляющимся в школу недорослям. Это был боевой революционный клич: «Союз молодёжи и вся молодёжь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму.
Но этот ответ: «учиться коммунизму» является слишком общим. Что же нам нужно для того, чтобы научиться коммунизму?.. Тут нам угрожает целый ряд опасностей, которые сплошь и рядом проявляют себя, как только задача учиться коммунизму ставится неправильно или когда она понимается слишком однобоко».
Выходит, задачи «учиться» и «учиться коммунизму» — это не одно и то же. И Ленин спешит это объяснить слушателям:
«Естественно, что на первый взгляд приходят в голову мысли о том, что учиться коммунизму — это значит усвоить ту сумму знаний, которая изложена в коммунистических учебниках, брошюрах и трудах. Но такое определение изучения коммунизма было бы слишком грубо и недостаточно. Если бы только (выделено мной. — В.Т.) изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начётчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует…
Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот самый разрыв, который составлял самую отвратительную черту буржуазного общества».
Сегодняшние поколения соотечественников «своим горбом и всей спиною познали» разрыв не только между теорией и практикой, но и между обильным словом и убогим делом «отцов» реставрации капитализма. Чего стоит одна конституционная статья, утверждающая, будто РФ — «социальное государство»! Теория такого государства требует, чтобы оно заботилось о подтягивании доходов бедняков к уровню доходов так называемых состоятельных людей. А практика, скажем, благополучной столицы свидетельствует, что между доходами 10% самых малоимущих москвичей и 10% их сегодняшних самых богатых земляков более чем сорокакратный разрыв. Такое может быть только в государстве антисоциальном, поставленном властью на грань не просто социальной вражды, а настоящей ненависти. Но ведь почти все законы буржуазной РФ под стать этой конституционной статье.
Такое общественное и государственное социальное устройство само плодит противников капиталистического строя и множит ряды сторонников социалистической системы, ряды молодых коммунистов. До чего же актуальна мудрая ленинская установка!
Но поскольку в любом поколении водятся не только начётчики и хвастуны, но и верхогляды и пустозвоны, то для них особо стоит заметить, что Владимир Ильич ни секунды не отрицал необходимости читать и изучать коммунистические учебники и произведения. Он упорно продвигал другую мысль: вредно и опасно только книжное знание коммунизма, не закреплённое на практике, не воплощённое в предметно-практическое преобразование мира. К невежеству он был не менее нетерпим, чем к начётничеству. И это понятно: до сих пор встречаются люди, называющие себя коммунистами, которые утверждают, будто классовую борьбу можно отодвинуть на задний план, потому что советская цивилизация была-де бесклассовой. Впрочем, пренебрежение классовой борьбой (тем более в обществе, где господствует капитал) одинаково невежественно, чем бы оно ни аргументировалось.
Среди молодых людей, желающих считаться коммунистами, подобные антинаучные заключения появляются в результате того, что они слишком редко приобщаются к коммунистическим первоисточникам. Иначе бы они знали, что В.И. Ленин их предупреждал: «Кто говорит о неклассовой политике и о неклассовом социализме, того просто стоит посадить в клетку и показывать рядом с каким-нибудь австралийским кенгуру».
Поэтому было бы непозволительным извращением ленинской мысли видеть в его предупреждении об опасности начётчиков и хвастунов призыв сторониться серьёзной коммунистической литературы. В стенограмме III съезда РКСМ значится, что Ленин, отвечая на вопросы делегатов, подчеркнул как программное положение: «Основной задачей РКСМ является коммунистическое воспитание трудящейся молодёжи, в котором теоретическое просвещение (выделено мной. — В.Т.) тесно связано с активным участием в жизни, труде, борьбе и строительстве трудящихся масс. Задаче коммунистического воспитания молодёжи, подготовляющего энергичных и умелых строителей социалистического хозяйства, защитников советской республики, организаторов нового общества, должна быть подчинена вся практическая работа РКСМ во всех областях».