Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Нашествие шоу-бизнеса отравляет душу народа

Композитор и дирижёр, народный артист СССР Мурад Кажлаев в диалоге с обозревателем ?Правды? Виктором Кожемяко

Его имя занимает видное место среди выдающихся деятелей музыкальной культуры нашей страны. Сын горного Дагестана, где соединились десятки языков, Мурад Кажлаев прошёл типичный для советской эпохи путь таланта из гущи народной. Получил высшее музыкальное образование, стал известным не только во всем Советском Союзе, но и в мире композитором, пианистом, дирижёром. Широко звучали его симфонические произведения и популярные песни, огромный успех имел балет ?Горянка?, а последние двадцать лет он руководил Академическим Большим концертным оркестром имени народного артиста СССР Юрия Силантьева (АБКО) ? одним из лучших музыкальных коллективов страны, который по существу спас советскую песню в труднейший для неё период.

Увы, о многом теперь приходится говорить в прошедшем времени. Так, сегодня Мурад Магомедович уже не руководит АБКО, и о драматической истории своего ухода из прославленного оркестра он сам рассказал в исповедальной статье ?Я оказался ?не в формате?, опубликованной в ?Правде? от 20?23 июня минувшего года.

История эта, к сожалению, далеко не единична в нынешней российской действительности, где место истинных талантов всё чаще занимают бездарности. Замечательного музыканта больше волнуют даже не личные огорчения и утраты ? душа его, как я неоднократно убеждался, глубоко болит за общее состояние отечественной культуры. Именно об этом наш сегодняшний диалог.

Телевидение остаётся рассадником пошлости и скверного вкуса

? Мурад Магомедович, год назад при нашей встрече мы говорили, помнится, о новогодних передачах на ТВ, и вы тогда возмущались, как убого и пошло представлено российское искусство в этих программах, которые ведь по идее должны собирать самое талантливое, потому что их действительно смотрят многие миллионы людей. Ну вот теперь еще год прошел. Опять были праздничные передачи, заранее широчайшим образом разрекламированные. Шума было очень много! Но изменилось ли что-нибудь к лучшему?

? Ничего. То же самое торжество шоу-бизнеса ? липовой, мнимой музыкальной культуры, к подлинной культуре не имеющей никакого отношения. И он, этот шоу-бизнес, становится всё пошлее и пошлее. Снова я сидел с женой и внучками на Новый год перед телевизором, а когда вновь увидел всё это безумие, пришел просто в ужас и вынужден был его выключить.

Ругают ?Огоньки?, которые были в советское время. Дескать, слишком скромные, и за столами сидели передовики производства. Но кому и чем мешали передовики? А что касается искусства, так попытайтесь сделать талантливее, остроумнее, интереснее. Не получается! Ничего не выходит. Да разве интересное заключается только в голых попах и в кривлянье да метании по сцене? Но именно в этих метаниях и кривляньях ? их пиар. А всё теперь строится на пиаре. Слово противное, пришло откуда-то с Запада...

? Сперва в политику пришло, а потом и в искусство.

? Я не знаю, как это слово точно определить. Но само оно определяет нынче многое. Вот с утра до вечера на экране телевизора дама по имени Ксения Собчак, со странными ?поучительными? речами. Или еще Сергей Зверев, тоже человек странного развития и непонятной принадлежности. При их разговорах вы всё время слышите: пик-пик-пик...

Что такое? Оказывается, это нежное телеубирание нецензурных слов. На мат ? мода. Это стиль ?свой в доску?. Ну чему такие персонажи, не слезающие с экрана, могут научить молодежь? Что дают все эти ?Фабрика звёзд?, ?Дом-2?, ?Секс с Анфисой Чеховой?, ?Голые и смешные?, ?Плейбой? и т.д.?

? Собчак для молодых ? фирменный знак!

? Её пиарят до обалдения, эту ?блондинку в шоколаде?. Сегодня транслируют ее день рождения, и с поздравлениями к ней приходят бизнесмены, депутаты, поп-звёзды. Завтра снимают Ксюшу на мебельной выставке во Франции. Раньше нам показали бы эту выставку, а теперь она где-то на втором или третьем плане. На первом ? Собчак, которая, осматривая спальню, давит на матрац и презрительно говорит: ?Не для секса?. И при этом нецензурно ругается: снова ?пик-пик?.

Засилье собчакоподобных и шоу-бизнеса в ?ящике? плюс все эти бесконечные криминальные сериалы я воспринимаю как нашествие антикультуры. А смотрят этот ?ящик? почти все и по многу часов. И самое печальное, что и дети получают такую подпитку. Ведь далеко не каждый пойдет в концертный зал слушать серьезную музыку или в драматический театр смотреть хороший спектакль: билеты стали очень дорогими. А телевизор бесплатно учит пошлости, насаждает скверный вкус, разлагает и растлевает. Вместо того, чтобы эстетически и нравственно воспитывать...

? А радио вы слушаете? Например, ?Маяк??

? Я всегда любил эту радиостанцию. Было время, когда ?Маяк? у меня не выключался. Но то, что произошло с ?Маяком? теперь, поражает и отвращает.

? Эта пустая и пошлая болтовня в бесконечных дуэтах бездарных ?ведущих??

? Не только. С утра и до вечера ? западное пение!

? Да, в основном на английском языке.

? А если на русском, то и совсем невыносимо. Стыдно такие тексты даже повторять. Но всё-таки для примера приведу, чтобы понятно стало моё возмущение:

После кастрации

Я пребываю в прострации.

Это была песня, которая передавалась утром. А потом, в тот же день:

Мне не больно ?

Я прикольна...

Чуть позднее:

Я помню маленький отель,

Я помню тёплую постель...

И тому подобное. Ну надо же так опуститься, так низко упасть!

Какие ориентиры для молодых

? Телевидение и радио адекватно отражают нынешнее состояние культуры у нас в стране? Как вы его в целом оцениваете?

? Мы падаем, падаем в культуре. Хотя, казалось бы, ниже уж некуда. Это наблюдается, я бы сказал, и во всем мире, но Россия-матушка имеет величайшую традицию высочайшей культуры, и терять её, я считаю, преступление.

Помню, когда приезжал за рубеж, везде необыкновенно восторженные отзывы слышал о нашей культуре. И действительно, нам было чем гордиться. А вот в последние годы ? совсем другое. Уже нет того преклонения. Слышишь: а-а, мы знаем, что там у вас. Один мой коллега, американский композитор, как-то прямо сказал: ?Мурад, ну до каких пор вы будете так вести себя, словно первобытные люди?? Там удивлены, почему мы топчем ту культуру, которой они восхищались и перед которой преклонялись.

? Зато на ?Евровидении? Дима Билан стал победителем...

? Но это же всё примитив. И сколько мы сейчас теряем, когда нашу страну за рубежом представляют в основном эти мальчики и девочки с одноклеточным мышлением и весьма скромными способностями! Да к тому же вовсе не самобытные, сплошь подражательные, заимствующие оттуда, с Запада, никак не лучшее.

? А молодежь считает, что это самое лучшее и есть.

? Вот мы опять с вами приходим к вопросу о молодых. По-моему, сейчас даже термин такой появился: постперестроечная молодежь. Которая ничего о том, что было до нее, не знает и не хочет знать. Как будто там была пустота торричеллиева. Как будто с них, нынешних 16-, 18-летних, всё только и начинается. И то, что им выдают за искусство на телеэкране или эстраде, они как воспринимают? Значит, так нужно. Значит, именно это и есть хорошо.

? Что ж, равнение на ориентиры...

? Молодежь должна знать свою историю и культуру своей страны. Для нее светочами должны быть Пушкин и Лермонтов, а не Собчак или Билан. Нынче же, к сожалению, недалек от истины такой анекдот. Подвели ребятишек к памятнику Чайковского и спрашивают: дети, скажите, кто это такой? Все молчат. И вдруг один мальчик выходит и говорит: ?Я знаю, это ? Березовский!?

? Очень обидно, что не знают и культуры, гораздо более близкой по времени. Советской культуры, в том числе так называемой массовой, достигшей колоссальной высоты. Какие, например, были созданы песни! А нынче?

? Под спудом тяжёлой теперешней жизни хорошее прошлое стало незаслуженно забываться. Всё ведь так поменялось за последнее время ? и вкусы, и нравы, а главное ? люди. Во многом люди становятся другими. Увы, по-моему, зачастую не лучше, а хуже.

Как горько, что сейчас бытует мода ругать советское прошлое! А ведь в нем было столько хорошего и поучительного. Теперь и социализм в целом принято ругать, но я с теплотой вспоминаю об этом явлении. Я видел доброту и прогресс. Да, были заседания обкома, без которых что-либо двинуть порой было трудно. Однако я не могу сказать, что тот же самый обком был несправедлив по отношению к культуре, ко мне и к моим коллегам.

И я всегда буду помнить, что бесплатное и большое образование я получил именно в СССР ? величайшей по культуре стране, которая, несмотря на Всесоюзный референдум, была разрушена в один день тремя персонажами, чьё преступное деяние до сих пор горем отдаётся в судьбах миллионов людей.

? Советская культура стала продолжением классической русской культуры и вместе с тем подняла на неслыханную высоту культурный уровень всех национальных республик. Вы согласны с этим?

? Ещё бы! Тихон Николаевич Хренников открывал Союз композиторов Дагестана в 1954 году. Когда наша четвёрка ? Гасанов, Дагиров, Агабабов и я ? уезжала из Москвы после концертов первого показа профессиональной музыки Дагестана, провожая нас на вокзале, Тихон Николаевич воскликнул: ?Теперь вы ? могучая кучка своей республики! Езжайте домой ? и делайте большое дело!? И мы, как могли, создавали музыкальную культуру Дагестана, заслужив в мировых энциклопедиях титул основоположников его классической музыки.

Да сколько всего было создано у нас в культуре за советское время ? не перечесть!

? Молодёжь это знает?

? В основной массе, к сожалению, нет. Некоторое время назад я лежал в больнице и перечитал за те дни массу газет. Бог ты мой, неужели в газете ?Жизнь? нельзя писать о жизни и чаяниях простых россиян?! Почему обязательно перепевать стандартные сплетни про попсу, про Волочкову, из которых сегодня во всей России состоит чуть ли не всё ?освещение культуры?? Большинству россиян рассказывают о том, как Пугачёва (в свои-то годы!) купила подвенечное платье за много тысяч долларов, и о её дурацком рекламном флирте с Галкиным, о том, каких мужчин любит Жанна Фриске, как сорит деньгами попса, развлекаясь за рубежом... И всё это предназначено людям, многие из которых еле-еле сводят концы с концами...

?Постперестроечная молодёжь? практически ничего не знает о великой Клавдии Шульженко и Майе Кристалинской, не слышит голосов Людмилы Зыкиной и Ольги Воронец, которые составили целую историю нашей песни... Разумеется, не знают и многих других подлинно великих русских творцов ? композиторов и артистов.

А ведь в своё время такое было немыслимо! На сценах и на телевидении постоянно выступали лучшие (действительно лучшие!) солисты, музыкальные, хоровые, танцевальные, драматические коллективы нашей великой Родины. И все этим гордились и радовались.

Где же выход из ямы, в которую нас столкнули?

? Мурад Магомедович, вы далеко не первый из выдающихся деятелей отечественной культуры, кто говорит о недопустимом её падении. Да и вы уже не впервые бьёте тревогу. Казалось бы, отвечающие за культуру в стране должны услышать и как-то прореагировать. Казалось бы, хоть что-то должно измениться и улучшиться. Но нет! Всё как шло, так и идёт. В чём же дело? Каким образом в конце концов можно спасти нашу культуру, выбраться из ямы, в которую нас столкнули?

? Пока это не станет в полном смысле государственной задачей ? восстановление величайших традиций российской культуры, вряд ли что-либо изменится всерьёз. И самое страшное, что новые поколения будут расти на этих жутких сорняках...

? Итак, сделать подъём культуры, заботу об истинной культуре государственной задачей. Собственно, как и было в советское время. Я согласен с вами. Но с чего начинать?

? Знаете, у меня как-то был разговор с Михаилом Ефимовичем Швыдким, который, как известно, уже много лет в значительной мере олицетворяет нынешнее руководство культурой в нашей стране. Тогда он ещё возглавлял Российское государственное телевидение и радио. Так вот, я спросил его: почему в эфире так мало хорошей музыки, а предельно пошлая эстрадная певица Лолита со своим не менее пошлым мужем не вылезают с телеэкрана?

? Они и сейчас по-прежнему не вылезают...

? Так вот, главное в том, что ответил мне Швыдкой. А он ответил: ?На них спрос?. Вы понимаете? Спрос! Отсюда же происходит слово ?рейтинг?. Что такое рейтинг? Какой-то механический подсчет единиц, звонков каких-то. И вот это определяет репертуар, подбор артистов, весь характер телепередач. Вот это, оказывается, и определяет нашу культуру!

? Пожалуй, вы затронули самое-самое! Действительно, всё время ссылаются на пресловутый рейтинг. Дескать, что поделаешь ? людям нравится. Но вопрос возникает: а надо ли на этот рейтинг, то есть на ?спрос?, как-то влиять? Надо ли воспитывать, развивать, поднимать эстетические вкусы людей, что опять-таки делалось в советское время, или просто опускаться, тащиться за теми, для кого Лолита и Цекало ? верх искусства, образцы культуры?

? Есть кавказская пословица: ?Любая ложь может показаться правдой, если в нее поверит много людей?. Если тебе с утра до вечера показывают это падшее ?искусство?, то через какое-то время люди поневоле начинают верить, что это и есть искусство. А фактически им его навязывают! И потом, уже не видя и не слыша ничего другого, лучшего, они именно этого просят.

? Да, навязывают. Вы правы. Раньше говорили: пропагандировать настоящее искусство и культуру. Тоже вроде бы ?навязывать?. Но ведь настоящее, подлинное! Были университеты культуры, прекрасные образовательные передачи на том же телевидении и радио.

Где всё это теперь? Конечно, для этого требуются определенные средства, но прежде всего, наверное,? определенная культурная политика. Есть ли сегодня такая политика в стране?

? Я пока её не вижу и не чувствую. Поскольку преобладает не лучшее, а худшее.

Ведь всякая политика начинается с определения приоритетов. А какие у нас теперь в культуре приоритеты, мы уже с вами говорили. Кто ?звёзды?, ?примадонны?, вокруг кого создают весь этот пиар и ажиотаж... И как горько, что всё это происходит на государственных теле- и радиоканалах! Значит, само государство пропагандирует и поднимает этих носителей пошлости как наивысшие авторитеты в культуре.

? Именно так и получается. Именно так!

? Вы помните знаменитую книгу Расула Гамзатова ?И звезда с звездою говорит?? Он писал о космонавтах, об учёных, о действительно великих людях искусства. О тех, кто создавал благо и культуру страны, её славу. Вот были звёзды! А что нынче? Говорят: звезда! И выходит какая-то безголосая, полуголая девочка. Но жюри, в котором сидит тот же Сергей Зверев, заявляет: это супер! И один за другим ставят этой абсолютно беспомощной девочке балл ?10?.

Мне посчастливилось за свою жизнь быть в жюри многих советских и международных конкурсов. Помню, кстати, был председателем жюри вокальных жанров на Всесоюзном конкурсе, где впервые появилась Алла Борисовна Пугачёва. Так для нас 10 баллов поставить ? это была крайняя редкость. Высоченная оценка, почти недосягаемая.

Раньше для нас огромной честью было выступить в Кремлёвском Дворце съездов. Когда я впервые появился на сцене в этом престижнейшем зале, для меня тот день вошёл в историю. А сейчас в Кремлёвском Дворце, в этом святом зале, выступают просто кто попало. Смог заплатить за аренду ? и пожалуйста!

? А в Большом театре идут ?Дети Розенталя?...

? Все критерии сбиты. Что такое хорошо и что такое плохо. Надо начинать с восстановления критериев в искусстве и культуре. И с настоящей поддержки культуры подлинной.

К сожалению, по сверхбольшим доходам ?попсы?, ?звёзд? шоу-бизнеса многие судят о том, как живут люди культуры в России. Но это ? заблуждение! По существу, люди настоящей культуры сейчас влачат жалкое существование. Я 20 лет руководил оркестром, которому исполнилось 60 лет. Бюджетный, государственный, знаменитый коллектив. Но я устал писать в разные высокие инстанции: сделайте так, чтобы мы почувствовали себя людьми нашей культуры!

? Какие ставки в Академическом Большом концертном оркестре имени Юрия Силантьева?

? Стыдно говорить. Низшая ставка в оркестре ? 1600, самая высокая ? 5300, у концертмейстера. Это в рублях. Реально на столько прожить? Возможно, за последний год что-то изменилось, но вряд ли очень существенно...

Я вынужден был давать возможность музыкантам подрабатывать в четырёх местах, чтобы помочь им выжить. И, конечно, эта беготня отражалась на качестве исполнения. Но приходилось терпеть ? другого выхода нет.

? То же самое, увы, происходит в замечательном Государственном академическом русском концертном оркестре ?Боян?, который оказался перед угрозой гибели. ?Правда? не раз писала об этом, но желаемого результата добиться трудно?

? Мне очень нравится девиз, который я услышал, будучи в Пхеньяне: ?Мерилом величия и значимости государства является его отношение к культуре?. Как это верно! И там же я увидел символ, сразу напомнивший нечто очень родное. Серп и молот, а к ним присоединена ещё кисть художника. То есть выше всего ? труд, в том числе труд в искусстве.

Это ? замечательно. И мы, безусловно, вернёмся к этому. Но хотелось бы поскорее, чтобы не терять целые поколения.

Теряя великую культуру, мы теряем Россию. А этого ни в коем случае нельзя допустить. Нам такое история не простит.

Источник: общественно-политическая газета «Правда»

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: