Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Вдохновение натощак

Отчего художникам худо

?Выставка на снегу? должна бы войти в историю художественной жизни Оренбурга как политическое событие. Она состоялась более десяти лет назад. В сквере поблизости от зданий местной власти по сугробам были расставлены десятки живописных полотен кисти членов областной организации Союза художников России. На вопросы прохожих зрителей отвечали авторы картин: заслуженный художник России Александр Овчинников, Рашид Асаев, Антон Власенко, Геннадий Смородин и другие живописцы.

По сути, выставка получилась передвижной. Она побывала и на других людных площадках. Что же ? это отголосок коммунистического призыва: ?Искусство ? в массы?? Как всегда, переполненный радостью, председатель здешней организации Союза заслуженный художник России Юрий Рысухин особенно неутомимо объяснял цель хождения в народ. Только что построенный чиновный дворец оказался излишним. Так гласила молва. Свято место да не будет пусто! Художники загорелись открыть в его просторных залах музей современного искусства. Во имя чего и соблазняли власть и толпу ?выставкой на снегу?: негде хранить духовные ценности!

А политическое звучание эстетическому мероприятию придал его результат, который прямо вытекает из всей политики нынешних господ: дырка от бублика. В дополнение ко многому в том же вкусе, что досталось всем, кто поверил обещаниям охотников до народного добра. Не избежали искуса и деятели искусства, в том числе и изобразительного.

Однако тут в разговоре пора откреститься с оглядкой на поэтессу Надежду Емельянову, которая в областной газете ?Южный Урал? опубликовала статью ?Свобода на полтора года?, где была ?вынуждена подчеркнуть: этот материал написан вовсе не по жалобе художников. Они так напуганы ситуацией, что боятся сказать лишнее слово. Но, пребывая в составе аналогичного профессионального объединения ? Союза писателей России, я знаю все эти проблемы не понаслышке. И потому не могу молчать?.

Правда, оговорки оказалось мало, и нынешний председатель оренбургской организации Союза художников России Сергей Павленко в ближайший номер газеты ?Оренбургская неделя? дал письмо с оправданием, которое появилось под заголовком ?Доброжелатель вбивает клин?: ?Клин в отношения художников и городской власти неожиданно вбила заметка Надежды Емельяновой, где она высказала свое мнение по поводу небольших сроков аренды помещений, которые создают неуверенность в будущем творческих работников. Это ее личное мнение как журналиста, и с правлением Союза она этот вопрос не обсуждала. Но депутаты обиделись на художников, решив, что это было с их подачи?.

Так вот, еще раз чур не подозревать художников, будто они жалуются на свою жизнь и в связи с этим сегодня производят название своей профессии от слова ?худо?. Речь только о том, что у всех перед глазами и само по себе носится в воздухе. Без авторских прав на высказывания и свидетельств с подписями и печатями о том, кто именно воспользовался свободой слова и сим вбил клин в отношения художников и власти.

От каковой некоторые прекрасного творцы грезили получить обещанные воздушные замки и дворцы. От этих горячих мечтаний многих поохладили не только бесплодные выставки на снегу или на асфальте, но и другие леденящие проявления политики ?реформаторов?. Сегодня в печати сыр-бор о мастерских художников. Городской совет решил в очередной раз отложить еще на полтора года ввод арендной платы за эти мастерские по коммерческой мерке. Для их хозяев это звучит мягкой формой команды: ?Выметайтесь!? Потому что ныне почти всякий художник гол как сокол.

Это и отражено в заголовке статьи Надежды Емельяновой ?Свобода на полтора года?.

Рука тянется не к мольберту, а к затылку. Чеши и воскрешай картины былого. Члены Союза художников СССР едва износили гимнастерки, в которых пришли с фронтов Великой Отечественной войны, а в историческом центре Оренбурга для них уже построили настоящий храм искусств, который так и назвали ? Дом художника. В нем каждому члену творческого Союза предоставили мастерскую. На блюдечке с голубой каемочкой ? безвозмездно, без платы за пользование, пожизненно. Без всяких условий.

Росла страна, множился круг служителей прекрасного, в Оренбург прибывали выпускники высших художественных учебных заведений. Где им исполнять свое призвание? Секретарь обкома КПСС Виктор Петрович Поляничко предложил открыть по соседству мастерские в просторных помещениях нового дома. В них-то и выросли народный художник России Николай Ерышев, заслуженные художники России Виктор Ни, Юрий Рысухин, Юрий Григорьев и другие таланты.

Почти одновременно построили в переулке Дальнем по специальному проекту дом с мастерскими на верхнем этаже. Замечательные условия для творчества получила еще одна большая община деятелей изобразительного искусства. Благодаря этому оренбургская организация выросла. Было 13 членов Союза художников, через три с лишним десятка лет их стало 80.

Затем в свой черед такие же мастерские возвели на улице Потехина. Некоторые художники уже начали по-хозяйски располагаться в них. Но тут грянули иные времена, и новые ?хозяева? буквально выкинули вещички законных первопоселенцев.

Сегодня остается только вспоминать все блага, которыми пользовались члены Союза художников СССР и которые считали столь же естественными, как дыхание. Ну, подумаешь, при получении квартиры молодой специалист получал положенные законом дополнительные 20 квадратных метров жилья ? большую комнату, рабочий кабинет на дому.

Искусство принадлежит народу ? так считала власть. Был создан государственный музей изобразительных искусств. В нем стало тесно от закупленных произведений местных талантов с всесоюзной и даже мировой известностью ? открыли гораздо больший храм прекрасного. Потом с подсказки все того же В. П. Поляничко отвели первые два этажа дома на центральной площади Оренбурга под выставочный зал и магазин для продажи произведений здешних художников. Нет сомнения, последующие десятилетия обогатили бы город новыми музеями и выставочными залами.

Все-таки открою тайну, что обо всем этом мне напомнил при встрече на базаре знакомый завсегдатай вернисажей и салонов. Одно время он работал в Художественном фонде. Что это такое? Мощная материальная база для полета мысли. Мать-отец и кормилица для всех, владеющих кистью и резцом. Это целая промышленная отрасль, принадлежавшая Союзу художников СССР. Обеспечивала членов Союза заказами, закупала у них произведения, в своих цехах готовила для них материалы, в частности у нас, в Оренбурге, ? подрамники, рамы и т.п. Получала огромные доходы, которые, ко времени сказать, не облагались налогом и целиком шли на многообразные идейные и материальные потребности Союза.

Фонд имел творческие дачи. В самых примечательных уголках СССР. Прежде всего это академическая дача в Вышнем Волочке Тверской области. В подмосковном Сенеже. В Переславле-Залесском Ярославской области. Далее ? курортные городки Паланга на побережье Балтики и Гурзуф в Крыму, Горячий Ключ в Краснодарском крае. И, наконец, ? приют трудов и вдохновенья на Байкале.

Ныне кажется сказкой тогдашняя быль. Вчерашние студенты получали работу в Художественном фонде. По мере общественного признания становились членами Союза художников. Каждому ? все условия для роста. Подал заявление ? и, пожалуйста, путевка на творческую дачу. Два месяца, а то и больше, бесплатно на всем готовом: комната и мастерская, краски и холсты, питание. Твори, выдумывай, пробуй! Общение с другими художниками ? бесценный духовный, душевный обмен. Замечания и советы по работе со стороны прославленных профессоров, академиков Академии художеств. Восхождение от подножия к вершинам творчества, школа жизни.

Все молодые члены оренбургской организации Союза прошли эти двухмесячные сборы на практических занятиях в Сенеже. А потом они, многие уже с прикрытой лавровым венком лучезарной макушкой, оттачивали свое искусство во время неоднократного пребывания на разных из названных выше дач. Ныне удивляются тому, что казалось обыденным. Даже в мелочах. К примеру, бухгалтерия требовала по возвращении из какого-нибудь Гурзуфа приложить к отчету проездные документы для оплаты. Вот потеха! Тогда проезд стоил сущий пустяк, но и то ? за счет Союза.

А теперь, чтобы побывать на даче в том же Гурзуфе, надо собраться ватагой в семь-десять человек и заплатить за гостевание там по 15-20 тысяч рублей. Да близко к этому за перелет-переезд. Откуда ныне у провинциального служителя прекрасного такие деньжищи!

Ниоткуда. Художественный фонд больше не существует. В результате грабительской прихватизации у трудящихся отняли право собственности на их рабочие места на заводе, на фабрике, на земле. И в художественной мастерской. Это при народной власти собственность была общенародной и в то же время личной. Художник был хозяином у себя в мастерской. И самые полномочные руководители области, например первый секретарь обкома КПСС, дважды Герой Социалистического Труда Александр Власович Коваленко и председатель облисполкома Анатолий Никифорович Баландин, а также другие высокопоставленные работники, тот же В. П. Поляничко, заглядывали к нему в гости ? никому не могло втемяшиться в голову представить себя надсмотрщиком, поставить под сомнение права художника как хозяина.

?Демократам? попритчилось. Поэтесса Надежда Емельянова вынесла в подзаголовок: ?Одна власть дала, другая отнимает?. Никто из художников не думал, что наступит время, когда обжитые ими комнаты вдруг окажутся чужой собственностью, пишет поэтесса. Это время наступило: ?И последние пятнадцать лет художники находятся в постоянном стрессовом состоянии, потому что неоднократно вставал вопрос о том, что бывшие владельцы мастерских, а теперь арендаторы, должны платить за них непомерную для тощего творческого кармана плату?.

Однако в который раз удалось выпросить поблажку. Товарищество художников вновь убедило власть предоставить им на год, потом еще на полгода, теперь вот на полтора года, возможность прежнего пользования своими рабочими помещениями без коммерческой арендной платы. Но для этого обязали каждого художника подписать договор. Теперь подвижник культуры именуется ?пользователь?, коему ?помещение сдается для использования по прямому назначению в качестве творческой студии (творческой мастерской). Предписывается производить своевременную уборку и вывоз мусора? ? и прочие требования в том же духе.

Особо устанавливается натуральный оброк: ?Каждому художнику сдать 3 картины. Две из них (размер не менее 45 х 55) передать в дар как зачет 25-процентной арендной платы за мастерскую (постановление Оренбургского городского совета, протокол ?19)?.

Как пишет в газете Сергей Павленко, дальнейшее решение о продлении договоров аренды могло быть только тогда, когда художники отремонтируют мастерские. Депутатская рейдовая группа, обследовав мастерские, признала, что задание депутатов и администрации города было выполнено. Ввиду чего срок пользования продлили на полтора года. За что мы им очень благодарны.

Да, спасибо за трогательную опеку, но почему бы не пойти в ней до конца? Ведь преподнесли ?эффективным собственникам? заводы, фабрики и целые отрасли отечественной экономики, так почему бы не признать художников хозяевами мастерских, стоимость которых они давно оплатили своим вдохновенным служением искусству, которое, несмотря ни на что, в конечном итоге все равно принадлежит народу?

И если заботиться о пополнении казны, то почему бы не восстановить как источник доходов промышленность и сельское хозяйство? И коли так жизненно важно заставить художников отремонтировать свои мастерские, побелить в них потолки и стены, то почему бы депутатам не выступить с законодательной инициативой, позволяющей обязать отремонтировать, например, Оренбургский завод резиновых технических изделий? Депутаты в порядке надзора получили доступ к каждому художнику, ткнули пальцем в накопившиеся более чем за полтора десятилетия нищеты трещины в штукатурке. Пристыженные живописцы тут же замалевали их. Теперь власть может спать с сознанием выполненного долга?

Однако всякому болеющему за свой город, за свою страну обеспечена бессонница при виде разгромленного завода. Пусть депутаты проведут здесь выездное заседание городского совета ? среди развалин бывших цехов, на остовах от проданного на металлолом технологического оборудования по изготовлению клиновых ремней для комбайнов и другой продукции стратегического назначения. Недаром Путин сказал: ?Комбайны для России не менее важны, чем ракеты?. В патриотическом порыве в ответ на это руководящее заявление депутаты могли бы потребовать ремонта завода. Это не царапины на стене художественной мастерской затереть, а разгрести завалы, как после ракетного градобоя Цхинвала, и практически с нуля поднять корпуса цехов.

Тут могут депутаты застесняться, мол, кто же пустит, теперь это частная собственность. А сам ?эффективный собственник? и пустит. В этой роли здесь выступает председатель городского совета А.А.Шевченко, он же глава областного отделения ?Единой России?. Един в трех лицах, он по праву собственности, по долгу власти и партийной совести обязан показать художникам и в их лице всякому честному люду, как надо относиться к созданным народом богатствам. Разве это дело, что в мастерских художников стены потемнели от пыли! Что только в Оренбурге десятки заводов и фабрик уничтожены за время повторного насаждения капитализма, многие из них так и лежат в руинах, а другие превращены в базары и развлекательные притоны! Да где ж тут взять подарки на празднование юбилеев? Только дары художников ? по три картины с брата за год.

Знаменательна судьба Дома художника. В последние времена он только наполовину отвечает своему первоначальному предназначению. Цех Художественного фонда закрыт. На хозяйственном дворе вместо него ? шашлычная. Цокольный и первый этажи заняли различные торговые фирмы. Живописцы перебрались наверх, разгородили на клетушки актовый зал. Все здание выживает за счет арендаторов.

Как и Центральный выставочный зал. Расположенный здесь салон по продаже произведений местного изобразительного искусства закрыли. Давно уже в нем водочный магазин ?Русский градус?. Вдвойне символическая замена ? искусство на водку, да еще с патриотическим куражом. Духовные ценности ? на сивуху, зато нашу, русскую. Идет борьба за сохранение выставочного зала, он целый год был под замком. Недавно опять открыт, но при стократном избытке водочных магазинов власть, говорят, не собирается делать обратную замену ?Русского градуса? на Художественный салон.

Перед пьяной лавочкой каким же контрастом выглядит кипучая буча эпохи созидания! Одна другую поторапливали областные выставки. Отчетные и юбилейные персональные. Коллективные. На них лучшие произведения выдвигались на зональные. Потом следовали республиканские и всесоюзные выставки. Отчетные, тематические, жанровые и другие. Выставочные комитеты выплачивали аванс за заказанные произведения, которые потом находили своего покупателя.

Среди моих друзей немало закончивших детскую художественную школу. Для них было создано Оренбургское государственное художественное училище. Его питомцы по завершении образования в институтах составляют сейчас половину численности областной организации Союза художников России.

Это в основном живописцы. Но в ?рыночное? время сие призвание юношеству не кажется божественным. Больше привлекают профессии прикладного искусства ? оформителей, резчиков по дереву и т.п. На них есть спрос в быту, в строительстве богатых особняков, в рекламном деле. А участь живописцев и других служителей высокому искусству ? вдохновение натощак. Наглядная агитация тому ? члены Союза художников России.

Не диво, что ныне молодежь в него не рвется. Зачем? Почтения к нему не больше, чем к обществу любителей пива. В советское время деятели искусства с поприща славы уходили на заслуженный отдых по стажу пребывания в Союзе художников. Сегодня этот стаж не учитывается. 35 лет отданы живописи? Это ноль. И назначается лишь благотворительная пенсия, как престарелому тунеядцу. Члены Союза не имеют полисов обязательного медицинского страхования. За лечение надо платить из своего кармана.

Многих своих коллег по Союзу заслуженный художник России Надежда Петина воплотила в бронзе и камне. Памятник при жизни. Но, сдается, и живому надо иметь твердость камня, чтобы заниматься художественным творчеством в таких условиях.

Это, повторюсь, говорится не по просьбе художников и не в их защиту. Каждый в отдельности и все вместе должны сами постоять за себя. Просто очень жаль, если одаренные талантом не имеют возможности выполнить свой долг перед ним и перед народом, частица которого ? сегодняшние зрители остро чувствуют спад в творчестве своих современников. Это признают и сами художники, это единственное, в чем я хочу на них сослаться. Но и так совершенно очевидно, что мир искусства, сфера прекрасного и духовного в стране, стала много беднее, в том числе с прекращением выставочной деятельности в масштабах Союза.

В течение нескольких недель в связи с юбилеем открыта посвященная Оренбургу и его жителям выставка. Но бросается в глаза, что оренбуржцев на полотнах маловато. В основном это жанр портрета. Запоминаются выполненный Рашидом Асаевым великолепный портрет главного режиссера Оренбургского государственного татарского драматического театра Рустама Абдуллаев, отличные недавние портреты кисти старейшины Николая Федоровича Соколова и другие. А что делают оренбуржцы, что главное в их сегодняшнем бытии, каковое должно быть отражено в зеркале искусства для них самих и для будущих поколений? Такое типическое отображение жития дорогих сердцу соотечественников в дни мира и обороны Родины всегда находило самый горячий отклик у зрителей и приковывало внимание широкой общественности. А вот на выставках времени колониального капитализма изображение жизни современников стало редкостью. Как не родилось в эту глухую пору ни одной песни, которую подхватил и запел бы весь народ.

Мастерам искусства во спасение грезится закон о творческих союзах. Его не подписал Ельцин. Не подписал Путин. И вновь мечта: может быть, их преемник подпишет?

Однако не придумать по приказу или по конкурсу ?национальную идею?, никаким законом не учредить в искусстве Эпоху возрождения. Национальная идея живет сама по себе, и ее знает каждый, кто хочет ей служить. Можно и нужно создать творцам прекрасного достаток во всем. Но не одним узким частичным законом, а всем общественным строем должна быть воссоздана красота человеческой жизни как цель исторического творчества народа и его художественного отображения творческими союзами.

Источник: независимая народная газета «Советская Россия»

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: