Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Силы народной частица

Недавно мне посчастливилось вновь побывать на концерте Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова. Не надо быть особенным знатоком и ценителем хорового пения, чтобы влюбиться в искусство этого прославленного коллектива. Удивительна сила воздействия, которой обладает его выдающийся мужской хор. В наше трудное время такое исполнительское мастерство поддерживает всё кровное, жизнестойкое, перспективное в русском характере ? это искусство, близкое к народным интересам, к правде о русском человеке. Взять хотя бы прославленные песни ?В путь?, ?Соловьи?, ?В лесу прифронтовом?, ?Полюшко-поле? ? все они наряду с чертами армейской походной песни несут в себе начало эпическое, может быть, потому, что выдержаны в традиционной форме русской протяжной песни и отличаются богатством эмоциональной жизни.

Известно, что походная маршевая песня испокон века опиралась на народное творчество, а в первые годы Советской власти именно народная песня должна была вытеснить старые, царских времен марши ? отсюда и знаменитая ?Калинка?: за полвека эта песня обошла весь мир, ее можно услышать в любой стране в самом неожиданном исполнении, но эталоном исполнительского мастерства остается версия Александровского ансамбля. А тенора, исполняющего соло, так и называют: ?Мистер Калинка?.

Сначала это был Евгений Беляев, потом Василий Штефуца. Сегодня этот титул носит Вадим Ананьев. Можно сказать: если бы эти певцы пели только одну ?Калинку?, то и тогда бы заслужили звание народных артистов России.

Но ?Калинка? остается всего лишь маленьким перлом в сокровищнице Александровского ансамбля ? репертуар включает сотни наименований: тут народные и советские песни, популярные русские и зарубежные романсы, оперные арии и кантаты. Искусство прославленного ансамбля любят во всем мире.

Я попросила народного артиста России Вадима Петровича Ананьева поделиться своими размышлениями о том, как складывается его творческая судьба, неразрывно связанная с ансамблем.

- Вадим Петрович, вы один из тех, кого называют ?золотыми голосами России?. Почему вы не стали оперным певцом? И вообще, как приходят в ансамбль молодые исполнители?

- Конечно, моя судьба могла сложиться иначе. Окончив дирижерско-хоровое отделение Казанского института культуры, я получил направление в Йошкар-Олу, а там мне предложили ?прослушаться? и тут же приняли солистом в оперный театр. С первых же гастролей в Туле я рванул в Москву, в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных ? и был зачислен на вокальный факультет, в класс профессора Константина Павловича Лисовского. Очень много в судьбе певца зависит от школы и, само собой разумеется, от педагога. Лисовский был самым тесным образом связан с Александровским ансамблем. Конечно, чтобы выбрать песню делом своей жизни, надо сродниться с ней с самого детства.

Я вырос в деревне, родители у меня были сельские труженики: отец - ветеринар, мама - повар. Простые люди, они хорошо понимали необходимость эстетического воспитания.

Время было такое - настоящая большая культура всё активнее входила в жизнь села через книги, радио, кино, через живых артистов, выступавших в сельских клубах. Тогда в деревне не редкостью были музыкальные и художественные школы. Вот и меня отдали в музыкальную школу, по классу фортепиано. Так что с музыкой и песней я сроднился с самого детства. После десятилетки ушел в армию ? опять-таки и там была очень развита самодеятельность: снова пел, играл в духовом оркестре и тогда уже задумывался, не связать ли свою жизнь с музыкой? Потому и выбрал дирижерско-хоровое отделение. Песня в ту пору была явлением общественной и социальной жизни, ее роль очень хорошо выражена в известнейших словах: ?Нам песня строить и жить помогает?. Во всяком случае, я знал, что, окончив институт, без работы не останусь ? моя профессия была востребована повсюду. И свой мало-помалу развивавшийся голос я воспринимал как еще один посыл к исполнению хороших песен.

Нередко приходится слышать: место вокалиста в опере. Но разве песня не открывает перед исполнителем возможности для музыкального роста? Ведь песня ? это живой организм, который растет и развивается. И хотя в основе песни ? неизменная по структуре куплетная форма, песня обогащается, ее художественная трактовка совершенствуется. Мелодия не меняется, но звучание варьируется, приобретает богатство эмоциональной окраски. От возобновления к возобновлению в нашем песенном репертуаре всё ярче и гармоничней становятся знаменитые ?Коробейники?, ?Соловьи?, ?Во поле берёзонька стояла?. Некоторые песни разворачиваются в целое симфоническое полотно с подголосками и модуляциями. Это помогает глубже раскрыть смысл песни: ведь в ней важны не только мелодия, не только слова, но и наполнение, энергетика, которую может вложить только исполнитель. Как говорил незабвенный руководитель ансамбля Борис Александрович Александров, хорошая песня ? ?это своеобразный микроспектакль, где одинаково важны и драматургия, и взыскательная режиссура, и высокий артистизм исполнителей?. И еще он говорил, что хорошая песня ? это твердый орешек: расколоть его и бережно вылущить ядро ? задача отнюдь не простая. И эту задачу решает весь коллектив: каждая песня ? продукт коллективного творчества.

- Сейчас коллективизм, как говорится, ?вышел из моды?. Среди творческой молодежи активно насаждается философия индивидуализма: мол, тот не художник, кто не в состоянии самостоятельно ?выбиться в люди?, рассчитывая только на силу своего таланта. Сотни талантливых вокалистов попадают не в коллектив, а в руки менеджеров и начинают свое восхождение к вершинам искусства в одиночку. И хотя немногие достигают этих вершин, в творческой среде бытует заблуждение: коллектив ?перемалывает? художника, подчиняет его себе. Что вы можете на это возразить?

- Могу определенно сказать: никому еще не помешал раскрыться настоящий творческий коллектив. Это счастье начать работу в сплоченной профессиональной команде. Конечно, коллектив предъявляет высокие требования, для него надо жертвовать личными амбициями, но и отдача от коллективного творчества бывает огромная. Взять хотя бы меня. Все условия для творческого роста в ансамбле у меня были. Работа с опытными концертмейстерами, хормейстерами, педагогами ? она-то и помогла мне творчески сформироваться.

Но коллектив - это не только профессиональная школа. Это еще и школа гражданская. Особенно такой коллектив, которым гордится страна. В таком коллективе постоянно чувствуешь свою связь с народом, а это очень важно для начинающего артиста: он должен знать, для кого работает.

Скажу о себе. Я пришел в ансамбль накануне смутного времени. Еще неизвестно, как бы я пережил это время вне ансамбля, когда появилось множество всяческих соблазнов, но рухнула целая система человеческих ценностей, без которых нет и не может быть настоящего творчества. В этой системе большое место занимает именно связь с народом. Я выстоял вместе со своими товарищами: это была труднейшая пора для всего коллектива, но мы были вместе. И с нами был наш народ. Помогли и сама история ансамбля, его творческая биография, заветы замечательных руководителей ? профессора Московской консерватории Александра Васильевича Александрова и продолжателя его дела, композитора и дирижера Бориса Александровича Александрова. Помогла, конечно, и постоянная связь с нашей армией.

Сегодня можно откровенно сказать: армия была предана реформаторами и поставлена в чудовищное положение: кто только ее не шельмовал, не пытался унизить, и в этой обстановке беспардонной травли связь между армией и ансамблем не только не ослабла, но и упрочилась. Можно сказать, поддержка была взаимной. Армия не бросила ансамбль на произвол судьбы в годы финансового коллапса, ансамбль же с гордостью носил армейскую форму и поддерживал армию своим песенным авторитетом. Вот что такое коллектив ? там, где он рушится, всегда начинаются смута и развал. А где коллектив крепок ? там сохраняется и дело в целом. Коллективное сознание ? это величайшее достижение человеческого сотрудничества. Благодаря ему мы остались при деле, при своем искусстве. И сегодня живы, востребованы и готовимся к большому событию ? 80-летнему юбилею ансамбля.

- Чувствуется, что творческие основы у ансамбля остались незыблемыми: это верность музыкальным традициям и борьба за чистоту песенного языка. А какие первоочередные задачи стоят перед всем ансамблем и лично перед вами?

- Главная задача ? все та же: сохранить наше дело. Хотя сегодня, кажется, нет оснований тревожиться за судьбу ансамбля. Напротив, есть повод для оптимизма. Недавно мы получили в подарок от города прекрасно отремонтированную репетиционную базу с большим концертным залом ? в самом центре столицы. Но ведь сегодня зачастую приходится слышать: зачем такой большой коллектив? А это не одни слова ? в трудные времена хор был сокращен и до сих пор не восстановлен в прежнем составе. Надо ли доказывать, что русский хор, тем более представляющий нашу армию, должен быть большим ? иначе, как передать мощь и силу защитников Отечества, красоту и широту земли русской? Только большим составом можно добиться подлинного впечатления от настоящей многоголосной песни. Наша задача ? развивать и поддерживать хоровое искусство. Это важно для общего состояния музыкальной культуры, всех певческих жанров. А много ли у нас в стране сегодня делается, чтобы не утерять замечательные традиции? Спасибо, существует Академия хорового искусства, выросшая из бывшего училища имени А.В. Свешникова. Но поговорите с педагогами ? и вы узнаете, с какими проблемами они сталкиваются при наборе. Раньше был конкурс, а теперь недобор. Не отдают родители мальчишек учиться пению ? непрестижно. Взрослые и дети перестали петь ? и это в России! Раньше в каждом Доме культуры был хор, в каждой школе преподавалось пение, причем на хорошем, профессиональном уровне. Теперь об этом и думать забыли. Надо повсеместно возрождать прежнюю хоровую культуру, начиная с детского сада. Детям песня нужна как воздух. Наш ансамбль решил предпринять такую попытку: организовать детскую хоровую студию, где с ребятами будут заниматься профессионалы. Нам нужна хорошая смена. У нас впереди много серьезной и важной работы.

И тут мы подходим к другой ответственной задаче ? воспитанию слушателя в духе любви к Родине. Песня может стать звеном, соединяющим разные поколения. Те, кто сегодня вступил в жизнь, должны знать и уважать нашу историю и гордиться ею. Когда мы поем советские песни, в которых отразилась героическая судьба страны, откуда мы родом, каждый из нас чувствует себя проводником той прекрасной энергии, которая подвигала человека на воинский подвиг, на большие созидательные дела. Каждого согревает и поддерживает сознание, что его голосом говорит незабываемая великая эпоха.

Новых армейских песен очень мало ? и это тоже примета времени. Мы сохраняем и обновляем старый репертуар, по-прежнему громадным успехом у нас дома и за рубежом пользуются песни А. Новикова, В. Соловьёва-Седого, Б. Мокроусова, А. Пахмутовой. Эти произведения несут в себе целый мир высоких помыслов и чувств, огромный заряд богатырской народной силы.

Каждый из нас - частица этой силы. Мы несем ее слушателям. А слушатели, многократно умножив, возвращают ее нам. Знаете, какой обмен энергией происходит, когда хор лихо исполняет ?Смуглянку? и потом три тысячи человек в едином порыве встают и скандируют ?Бра-во!?...

- Говорят, даже папа римский специально попросил исполнить эту песню, когда ваш хор выступал в Ватикане?

- Верно. Иоанн Павел II был на нашем концерте в Кракове. А после концерта он пожал руку начальнику ансамбля, заслуженному деятелю культуры Виктору Малеву, художественному руководителю, народному артисту России Вячеславу Коробко, главному администратору Виктору Кадинову и сказал: ?Браво, Россия! Спасибо, Россия!..? Все участники концерта получили памятные медали. Но, как вы понимаете, не с папой римским мы встречаемся изо дня в день.

Аудитория ансамбля чаще всего армейская. Отрадно видеть и слышать, как ребята в камуфляже, в голубых беретах поют вместе с нами наши песни. Весь этот юбилейный год мы проводим в творческих поездках по стране. В феврале выступали у моряков-североморцев на авианесущем крейсере ?Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов?, на госпитальном судне ?Свирь?, в 61-м отдельном батальоне морской пехоты. В марте ? в отдельном медицинском батальоне 4-й гвардейской Кантемировской дивизии. Весенняя гастрольная программа была очень насыщенной. Мы участвовали в мероприятиях, посвященных 90-летию образования Приволжско-Уральского военного округа, выступали в гарнизоне Ашулук и на полигоне Капустин Яр, давали концерты для суворовцев и курсантов высших военных училищ Москвы, Рязани, Екатеринбурга, для слушателей Военной академии Генерального штаба ВС РФ. А в мае чествовали ветеранов Великой Отечественной войны.

Свыше двухсот военных баз посетили мы за полгода. Побывали с концертами у наших ребят в Таджикистане. А впереди ? гастрольные выступления в Дальневосточном военном округе и вылет концертной бригады в Абхазию. Нам приходится выступать и под открытым небом ? где-нибудь на полигоне, на взлетной полосе военного аэродрома, на палубе боевого корабля. И это самые драгоценные часы встречи с армейцами.

- А не повредит солисту такая обстановка? Всё-таки ?золотой голос России?...

- Что тут скажешь... А знаете, всеми любимая ?Калинка? требует очень большого дыхания: когда берешь верхнюю ноту, может наступить кислородное голодание... Всегда быть здоровым, всегда быть готовым ? так нас воспитали в ансамбле. И каждый из нас ? будь то ветеран ансамбля, народный артист России Василий Штефуца или совсем молодой Борис Дьяков ? работает с полной отдачей. Иначе и быть не может. Если уж ты надел военный мундир ? прояви боевой дух. Честь мундира обязывает.

Источник: общественно-политическая газета «Правда»

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: